Как верно армировать железобетонный ростверк

Армирование ростверка

В отличие от ленточного фундамента высчитать армирование ростверка проще. Все без исключения возникающие напряжения полностью предсказуемые, потому что силы пучения отсутствуют на сто процентов. Над сваями усиливается верхний пояс, меж ними в нижнем поясе закладывается наиболее мощная арматура.

Отличие ростверка от ленточного фундамента

Достоинством свайного фундамента является опирание на пласты с гарантированно высочайшей несущей способностью. К примеру, если для ленточного фундамента на насыпных, подрабатываемых, болотистых почвах будет нужно большой бюджет, чтоб пройти их насквозь, сваи обойдутся в 10 – 15 раз дешевле. Но на их трудно опереть мелкоформатные стеновые материалы, потому оголовки связываются цельными опорами, на которых кладка либо венцы сруба возводятся без заморочек.

Общим у ленточного фундамента и ростверка является лишь чертеж, эксплуатационные свойства различные:

  • вертикальный изгибающий момент в лентах, опирающихся на грунт всей подошвой – явление очень редчайшее, у ростверка – это норма;
  • грунты при вспучивании стараются разорвать, вытолкнуть ленту МЗЛФ на поверхность, балки на сваях разделены от земли 15 – 20 см воздушной прослойкой либо пенополистиролом, воспринимающим обозначенные перегрузки на себя;
  • потому лента армируется в обоих поясах идиентично, в ростверке усиливается нижний слой арматуры, верхний – над ними (лишь в зонах растяжения, с которым бетон совладать без растрескивания не может).

Арматурный основа в любом ж/б изделии как раз и предназначен для компенсации растяжений. Пользующиеся популярностью у личных застройщиков композитные арматуры имеют слабенькую адгезию с бетоном, очень растягиваются, что приводит к раскрытию трещинок.

Потому спецы советуют создавать арматурный основа только из железных стержней 8 – 14 мм повторяющегося сечения (в продольном направлении), прутков 6 – 8 мм гладкого сечения (хомуты, поперечные, вертикальные скобы).

Хорошим вариантом является класс А400 (древняя маркировка А3). Что на сто процентов соответствует указаниям СП 24.13330 (фундаменты свайные), СП 63.13330 (ж/б, бетонные конструкции).

Разработка арматурного каркаса ленточного ростверка

Невзирая на заглавие ленточного ростверка свайного фундамента, цельные балки имеют систему сетки. Потому основа имеет несколько узлов сопряжений стенок (внешняя/внутренняя), углов, в каких не допускается стыковка перехлестом. Прутки в этих местах изгибаются, запускаются на соседнюю сторону, связываются с каркасом внахлест.

Продольное армирование аналогично ленточному фундаменту, для придания каркасам пространственной геометрии так же используются прямоугольные хомуты. Но в зонах растяжения, иных ответственных местах добавляются поперечные вертикальные стержни. Соединения свайно-ростверкового каркаса обвязываются проволокой либо стыкуются сваркой (лишь для арматуры с буковкой С в маркировке).

Продольное армирование

Без проф образования и познания особых программ персональному застройщику трудно верно высчитать сечение и количество продольных стержней. Простым вариантом будет пользоваться инвентарем «АРБАТ» вычислительного комплекса Scad Office с очень обычным интерфейсом:

  • в отличие от свай ростверк рассчитывается по изгибающим моментам, на продавливание, прорезающие усилия;
  • арматурный основа делается из продольных прутков 8 – 16 мм;
  • в отличие от ленточного фундамента, не считая хомутов добавляются вертикальные прутки около всякого продольного стержня.

Разработка укладки обычная, продольные прутки обвязываются хомутами либо привариваются к ним. Потом арматурный основа укладывается в опалубку на нижние прокладки из бетона, пластика (обеспечение защитного слоя), по месту в него добавляются элементы усиления (вертикальные стержни).

В проектах особняков с бетонными либо кирпичными стенками может употребляться двурядное размещение свай. Потому для ленточной части свайного фундамента может добавляться расчет в поперечном направлении, так как вращающие моменты появляются и там, время от времени превосходят величину продольных. Арматурный основа в неких вариантах усиливается стержнями 14 – 16 мм с шагом 20 см.

Поперечное армирование

Без хомутов нереально придать каркасам нужную пространственную геометрию. Сразу эти элементы усиливают армопояс. Все соединения обвариваются или перевязываются проволочными закрутками. Доп вертикальные прутки устанавливаются с расчетным шагом (обычно 20 – 40 см). На приведенном фото находятся фактически все вероятные ошибки:

Неправлильное армирование ростверка

Неправлильное армирование ростверка.

  • не соблюдаются защитные слои со всех сторон ленты, арматура соприкасается с опалубкой сваи;
  • армирование углов обязано производиться по особым схемам, а не попросту изогнутыми прутками;
  • отсутствуют бетонные, пластмассовые прокладки;
  • армопояс сдвинут относительно центра сваи;
  • заместо среднего пояса, никаких нагрузок не воспринимающего, следовало бы усилить верхний/нижний уровни наиболее толстой арматурой свайного фундамента либо добавлением доп прутков (этот вариант лучше);
  • некорректная связь арматурных каркасов сваи и ростверка.

Чтоб выяснить подробнее о армировании углов, советуем прочесть статью: Армирование углов ленточного фундамента. Схемы армирования углов для ленточного фундамента и ростверка будут подобными.

На нижнем рисунке все элементы армопояса размещены верно – два вертикальных прутка сваи соединены с нижним поясом, другие с верхними стержнями.

Схема армирования ростверка

Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.

Правила армирования углов и примыканий со схемами

В большинстве русской литературы (к примеру, пособие В. С. Сажина) приведены неправильные схемы укладки арматуры в местах сопряжения. Согласно СП 63.13330 верно армировать подобные Г-образные, Т-образные соединения необходимо последующим образом:

  • пуск П-образного элемента на примыкающую стенку, встречный извив прутка с боковой ленты под прямым углом;
  • два П-образных элемента поверх перекрестья продольных стержней из угла конструкции наружу;

Чертеж армирования ростверка

Чертеж правильного армирования углов и примыканий ростверка.

Согласно требованиям СП 63.13330 главными требованиями при укладке арматуры являются:

  • при ширине балки от 15 см в любом поясе обязано быть 2 продольных прутка минимум;
  • малое расстояние меж прутками 1-го ряда 3 см;
  • арматурный основа может иметь расстояние меж примыкающими продольными прутками 40 см максимум или 2 толщины стенки над ним;
  • одним хомутом можно связывать продольные стержни для конструкций 40 х 40 см максимум при условии, что число продольных стержней в любом ряду не превосходит 4 штуки;
  • не допускаются отверстия, закладные в ростверках поперечник (размер) которых больше 1/3 ширины балки.
Интересно почитать:  Монолитная плита фундамента

Не считая прочностного существует конструктивное армирование. К примеру, при высоте цельной балки от 70 см потребуются доп прутки посреди высоты ростверка около его боковых граней. Среднюю часть при всем этом армировать не надо. Если в высочайшем ростверке заложено перекрытие нижнего этажа по опорам, в опорах придется смонтировать закладные (трубы) для вентиляционных продухов подполья.

Вязка арматуры либо сварка соединений

Полностью неразрывное кольцо в свайно-ленточном каркасе создается при помощи стыковочных муфт. Сварка так же обеспечивает неразрывные соединения без степеней свободы. На практике личные застройщики почаще используют проволочные скрутки, единственным предназначением которых является обеспечение размеренной геометрии каркаса до окончания процесса гидратации снутри бетона.

Нахлест при продольном наращивании арматуры составляет 20 – 40 поперечников прутка (сварка, проволока, соответственно). Муфты стоят недешево, личными застройщиками фактически не нужны. Перекрестный шов прутков можно варить, начиная с 25 мм поперечника, согласно ведомственным нормативам ВСН 37-96. К тому же сварка ослабляет пруток и является местом усиленной коррозии.

В углах свайно-ленточного фундамента нахлест не возрастает, соединения примыкающих рядов должны разноситься на 60 поперечников. В руководстве ACI 318-05 рекомендуются вольные соединения без проволочных скруток. Считается, что при укладке консистенции бетон умеренно обхватит любой пруток еще прочнее сварки либо проволоки. На практике правильным методом являются конкретно проволочные скрутки. Полимерные хомуты не обеспечивают неподвижность и целостность каркаса в момент перемещения лопатами консистенции снутри опалубки.

В зонах растяжения применяется анкеровка:

  • лапки на концах стержней (извив под прямым углом);
  • соединение прутков крючками (извив 180 градусов);

Запрещено нагревать арматуру при гибке, нужно использовать трубогибы, оправки, остальные приспособления. Величина защитного слоя допускается от 3 см (низ/верх), 4 см на боковых гранях фундаментной ленты. Методика вязки крючком смотрится последующим образом:

  • заготовка – проволока нарезается кусочками по 15 – 20 см, сгибается напополам;
  • размещение – скрутка заводится под стык, в петлю продевается нажимало вязального крючка;
  • вязка – вольный край натягивается, укладывается на крючок, инструменту придается вращение (обычно по часовой стрелке);
  • высвобождение инструмента – обычно довольно 3-х оборотов для обычного натяжения проволоки без разрыва, опосля что, нажимало выводят из петли, отгибают вниз торчащие края скрутки.

Схема вязки арматуры

Схема вязки арматуры.

Проф вязально-проволочный пистолет для личных застройщиков не рассматривается. Обычно употребляют вставленное в шуруповерт нажимало обычного крючка с обрезанной ручкой. Аккумуляторный инструмент имеет высочайший ресурс и, что еще важнее – регулировку затягивающего усилия. Все соединения арматурного каркаса затягиваются схожим вращающим моментом без порыва вязальной проволоки.

Существует механический вариант крючка, в каком поступательное движение преобразуется во вращение винтом Архимеда. Строитель продевает нажимало в петлю, укладывает 2-ой конец скрутки, потом просто тянет за ручку, нажимало делает три оборота и останавливается.

Таковым образом, при армировании ростверка по оголовкам свай нужно применять правильную схему в сопряжениях. Обеспечить защитный слой со всех сторон, избрать сечение стержней методом программного расчета. Применить проволочные скрутки, как экономный вариант, отвечающий нормативам СП и ВСН.

Индивидуальности и разработка армирования свайно-ростверкового фундамента

Армирование – принципиальный технологический шаг при строительстве ростверка свайного фундамента.

При всем этом употребляют металлопрокат установленного свойства, а в конструировании следуют технологии, описанной в нормативной документации к проектированию железобетонных оснований.

Разглядим в статье все индивидуальности армирования свайного основания, нужен ли чертеж и для что, в чем отличия от процедуры при цельном плитном фундаменте, также технологию и этапы монтажа.

Индивидуальности процесса

Ростверк представляет собой высшую часть опорной конструкции, которая соединяет воединыжды меж собой сваи. Благодаря обвязке фундамент становится жестче и возрастает его устойчивость по отношению к опрокидывающим перегрузкам.

По материалу производства ростверк быть может:

  • древесным;
  • железным;
  • железобетонным.

Крайний вариант прибыльно различается завышенной несущей способностью и быть может применен для строительства жилых высотных домой и остальных тяжеловесных конструкций.

Необходимость в армировании ленты обоснована тем, что сам по для себя бетон как материал подвержен изгибающим и растягивающим силам, которые могут стать предпосылкой разрушения основания.

Армированный основа снутри цельной ленты ростверка свайного фундамента воспринимает на себя перегрузки, тем увеличивая надежность фундамента и обеспечивая сохранение его эксплуатационных черт в процессе эксплуатации. Такую же функцию делает армокаркас для столбчатых, буронабивных и железобетонных свай.

Для чего созодать чертеж?

Во всех деталях разработанный чертеж ростверка свайного основания дозволяет:

  • найти потребность в железных прутьях для армокаркаса;
  • собрать силовую систему в согласовании с нормативными требованиями.

Графическая схема показывает последующую информацию:

  • размеры силовой конструкции;
  • поперечник железных прутьев;
  • профиль сечения стержней;
  • шаг меж перемычками;
  • интервал меж арматурными поясами;
  • конструктивные индивидуальности каркаса.

Имея впереди себя чертеж, застройщик может без усилий высчитать нужное количество прутьев и перемычек для сотворения армирующего каркаса, подобрать сортамент арматуры, рассчитать вес прутков для заказа и, как следствие, добавить подобающую статью расхода в общую смету.

Как избрать арматуру?

Армирующий основа представляет собой пространственную систему, которая состоит из верхнего и нижнего продольных поясов, соединенных меж собой поперечными прутками. Для производства продольных поясов употребляют рифленую арматуру класса A-III с сечением 13-16 мм.

В крайнее время обширно употребляются композитная арматура с напылением из песка, которая различается наиболее высочайшими прочностными чертами по сопоставлению с сплавом, также устойчивостью к коррозионным действиям.

Соединение конструкции быть может выполнено по двум технологиям:

  1. Поперечные перемычки присоединяются методом вязки либо сварки к продольным поясам под углом 90 о . В этом случае для прутков нужно применять железные стержни такового же типоразмера, что и при обустройстве пояса. Схема таковой конструкции:
  2. Перемычки имеют выгнутую в хомуты форму, по этому система арматурных прутьев соединяется в единую систему. В этом случае употребляются гладкие железные пруты класса A-II с поперечником сечения от 8 до 10 мм. Композитная арматура не подлежит гибке, потому не подступает для производства хомутов. Схема таковой конструкции представлена ниже:

Электросварку почаще подменяют обвязкой арматуры и перемычек металлической проволокой. Для этого употребляют термически обработанную специальную вязальную проволоку поперечником от 1,2 мм.

Как высчитать количество арматуры?

Перед тем, как планировать систему армирующего каркаса, нужно ознакомиться с нормативными требованиями, изложенными в СП 63.13330.2018. Главные нюансы, которые отражены в документации и пригодятся для расчета количества материла:

  • количество стержней для продольных поясов – от 4 шт.;
  • расстояние меж арматурой в поясах – максимум 10см.
  • шаг меж горизонтальными перемычками – 20–30см;
  • шаг меж вертикальными прутками – 25–40см;
  • зазор меж краем фундамента и арматурой – не наименее 5см.
Интересно почитать:  Отделка винтового фундамента дома

Имея чертеж с нанесенными габаритами и зная шаг, можно достоверно высчитать нужное количество металлопроката для производства армокаркаса.

К примеру, ширина ростверка 50 см, а длина – 10 м. Тогда, беря во внимание защитный слой бетона с обоих сторон силовой конструкции, для 1-го продольного пояса с шагом 10 см пригодится 4 стержня. Таковым образом рассчитывают количество прутьев для каждой стороны каркаса.

В случае с монтажом силовой конструкции с помощью вязальной проволоки придерживаются установленного правила, что на одну обвязку в среднем уходит 25–30см металлопроката. Зная количество соединений, можно высчитать потребность в материале.

Разработка и этапы процесса

Установка армирующего каркаса начинают опосля окончания всех прошлых шагов строительства фундамента, а конкретно:

  • устройства свай в грунте;
  • строительства опалубки;
  • укладки слоя гидроизоляции.

Силовую систему помещают в готовую щитовую опалубку, снутри которой выступают прутья армокаркаса опор. Сборку систему делают при помощи проволоки либо соединяют прутья способом сварки.

Некие строители боятся, что сваренный основа ужаснее противоборствует деформациям из-за отсутствия эластичности, но при строительстве многоэтажек почаще используют сварку, поэтому что это наиболее удобный и резвый в реализации метод.

Исходя из убеждений эксплуатационных черт, различия меж способами соединения армокаркаса не существенны.

Технологические этапы:

  1. Ориентируясь на чертеж, нарезают при помощи болгарки железные прутья на заготовки с подходящими размерами.
  2. На дно опалубки укладывают пластмассовые опоры либо кирпичи под горизонтальные прутья, чтоб обеспечить зазор меж нижней частью основания и сплавом.
  3. На подставки укладывают продольные стержни, к которым приваривают либо привязывают горизонтальные перемычки с избранным шагом.
  4. К углам образовавшихся ячеек укрепляют вертикальные перемычки.
  5. Вертикальные перемычки соединяют с продольной арматурой верхнего пояса.
  6. К приобретенным углам укрепляют верхние горизонтальные перемычки.
  7. Усиливают углы силовой конструкции при помощи изогнутых прутьев.

Углы армирующего каркаса в основном подвержены значимым перегрузкам, потому принципиально уделить особенное внимание надежности фиксации стержней в этих местах.

Отличия от ленточного и цельного плитного

Единственное отличие в армировании плитного и ленточного ростверка от свайного заключается в том, что в первом случае монтируют единую силовую систему по всей площади основания.

Ленточный ростверк устраивают по периметру сооружения и, обычно, под несущими стенками. Таковым образом, при конструировании армирующего каркаса для цельной плиты будет применено большее количество металлопроката.

Ошибки и советы

Армирование ростверка делают строго по технологии, описанной в СП 63.13330.2018 и связанных с ним нормативных актах, в неприятном случае нереально предсказывать надежность и срок службы фундамента.

Почаще всего строители допускают такие ошибки:

  1. Некорректные размеры армирующего каркаса. Чтоб придать жесткости ростверку, силовую систему располагают очень близко к краю бетонной ленты, оставляя при всем этом слой бетона (минимум 50 мм). Для наземных и заглубленных ростверков слой бетонного раствора без армирования наращивают до 70 мм.
  2. Внедрение остальных вспомогательных предметов для армирования – рельс, сетку-рабицу и т.д. Использовать гладкие железные прутья можно лишь в качестве поперечных перемычек. Для сотворения продольных поясов употребляют насеченную арматуру шириной до 14 мм.
  3. Армирование прутьями, бывшими в эксплуатации, на которых сохранились остатки краски и видны следы коррозии. Все поверхностные недостатки мешают сцеплению бетона с сплавом. Разработка допускает лишь нанесение узкого слоя эпоксидного покрытия в качестве водоизоляционного мероприятия.

Заключение

Усиленный арматурным каркасом ростверк для свайного основания послужит крепкой основой для проектируемого сооружения. При всем этом принципиально соблюдать технологическую последовательность армирования, следуя требованиям СНиП.

Заранее составленный чертеж дозволит верно высчитать требуемое количество металлопроката, также облегчит самостоятельное выполнение монтажа.

Как верно армировать ростверк свайного фундамента?

Невзирая на то, что свайно-ростверковые фундаменты пользуются популярностью посреди застройщиков, это достаточно специфичная система. Расчет такового основания создать без помощи других трудно, для этого нужно подключать профессионалов, которые имеют опыт работы в сфере, могут приготовить грамотный чертеж основания с четкими данными о типе ростверка, размерах и материале свай, также расстояниях меж конструктивными элементами.

Интересно почитать:  Какой фундамент выбрать

Существует несколько фаворитных видов фундамента с ростверком: ленточный, плитный и свайный. Они все различаются меж собой конструкцией, несущими чертами и прочностью, употребляются на разных типах грунтов, а потому и схема их монтажа разнится. Но единственный общий момент, который обеспечивает очень вероятную несущую нагрузку на основание такового типа – правильное армирование.

Оно обязано непременно быть обозначено в чертеже, где также должен быть произведен расчет арматуры, ее длины и толщины, метода соединения прутьев. Соответственно, весь процесс армирования необходимо делать строго по чертежу, соблюдать все расчеты, чтоб позже фундамент не разрушился из-за несоблюдения технологии.

Схема армирования свайного ростверка

Схема армирования свайного ростверка.

Армирование плитного и цельного ростверка

Типичная схема армирования

Обычная схема армирования.

Если необходимо выполнить армирование цельного ростверка, тогда укладка горизонтальных поясов делается в два отдельных ряда при расстоянии в 20-30 см. Меж поясами необходимо предугадать продольные полосы связи с проволоки либо арматуры, места соединения скрепить болтовыми зажимами.

Сварку применять не рекомендуется из-за вероятной деформации стали.

При расчете арматуры берется во внимание количество горизонтальных поясов, также наличие вертикальных соединительных групп. Обычно, вертикали устанавливают с шагом в 20 см, но это правило время от времени обходят за счет использования наиболее сильной проволоки.

В схеме армирования цельного ростверка постоянно предусматриваются пояса. Основа делается пространственным, т.е. употребляются вертикальные пучки нарезанной арматуры. Длину подбирают такую, чтоб прутья не выступали за границы ростверка.

Обычно, вертикальные стержни соединяются с горизонтальным поясом гибкой проволокой. Армирование ростверка будет завершено, когда будут уложены и соединены меж собой все стержни и кропотливо защищен нижний слой. Потом можно начинать заливку ростверка бетонным веществом.

Армирование ленточного ростверка

Принципиальная схема устройства фундамента

Принципная схема устройства фундамента.

Схема армирования ленточного ростверка фактически ничем не различается от цельного. 1-ое отличие – цельный имеет единую армированную плиту под периметром строения. А ленточный сооружается по периметру лишь несущих стенок и там армируется. Соответственно, при расчете армирования ленточного фундамента учитывается наименьшее количество арматуры, также применяемого бетонного раствора.

2-ое отличие – метод установки опалубки, т.к. это обоесторонняя защитная плоскость, которая значительно ограничивает способности доступа к арматуре.

Армирование производится лишь методом соединения вязальной проволокой – сварка недопустима.

При разработке чертежа армирования ленточного ростверка, прорабатывается отсутствие мест провисаний прутьев, также вертикальные армирующие пучки. Во время заливки бетоном все прутья должны стоять конкретно в тех местах, где это обозначено на схеме. Любые смещения недопустимы, а потому соединение обязано быть твердым.

Третье различие меж ленточным и цельным ростверком — метод армирования. В цельной конструкции соединяются все оголовки, а в ленточной – лишь примыкающие конструкции, а потому расчет ленточного основания выходит дешевле.

Индивидуальности выполнения работ

Главная неувязка, какая возникает при расчете и строительстве фундамента, – неверный выбор сечения самого ростверка. Необходимо постоянно учесть наличие воздушной подушечки под плоскостью ростверка.

Также некие проектировщики, в особенности без опыта, могут в схеме скооперировать элементы плитной и ленточной конструкции. Если в зимнюю пору возникнет вспучивание земли, тогда лента фундамента поднимется, а плиты – нет. В итоге случится разрыв свай и резвое разрушение основания.

Если необходимо создать расчет поперечного сечения ростверка и размера свай, тогда необходимо поначалу создать проект дома со спецификациями несущих стенок и перекрытий. За счет этих данных проводится расчет допустимых нагрузок на будущее основание, подбирается тип заводский свайных частей и уже потом подбирается толщина плиты ростверка.

Если выбор остановлен на ленточном типе основания, тогда толщина ростверка соответствует толщине несущих стенок либо быть может мало больше за счет утепления и декоративного дизайна. Если такое основание строится на площадке с уклоном, тогда сходу подбираются сваи различной длины.

В неких вариантах уклон площадки очень большенный. В таковых вариантах применять сваи весьма большенный длины не рекомендуется, ведь может быть появление горизонтальных разрывов даже в центре сваи. В таковых вариантах строят ступенчатый фундамент, где предвидено углубление опорных стержней на глубину до 25 см, а опора вводится на 5-7 см.

При выбирании ступеней также определяются сходу с шириной кладки стенки, также места расположения опор. Здесь необходимо держать в голове, что края ступеней не должны опираться на опоры. Потому сваи инсталлируются на сто процентов в вольном порядке. Арматура устанавливается на одной плоскости со зданием, размещение ее обязано быть в самих ступенях, соединение – гибкое, без сварки.

Армирование плитного фундамента

При расчете нужного количества арматуры, необходимо пользоваться типом и формой грядущего основания. Эти свойства железобетонной базы можно получить, определившись с будущей перегрузкой на фундамент и несущими чертами земли. Нередко употребляются ребристые прутья в горизонтальных и вертикальных поясах, т.е. арматура класса А3 с шириной 10 мм.

При обустройстве армирующих поясов можно применять прутья и большей толщины. Ведь чем они толще, тем фундамент получится прочнее. Также проектировщик при расчете должен учитывать индивидуальности земли, тип грядущего строения, его этажность и площадь. Если грунт плотный, то степень деформации основания будет меньше. Если же почва рыхловатая, тогда в сваях и в ростверке необходимо использовать арматуру с поперечником 14-66 мм и наиболее.

Шаг сетки для всех типов армирования составляет 20 см.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector